ПАМЯТКА ДЛЯ  РОДИТЕЛЕЙ

Уважаемые родители детей дошкольного возраста!

Если вы замечаете, что ваш ребёнок

- не говорит совсем или говорит мало;
- если у него не по возрасту маленький запас слов;
- если в возрасте 3-х – 4-х лет многие звуки он произносит неправильно
или совсем не произносит,
- если он плохо или не сразу понимает обращённую к нему речь,
вам необходимо срочно проверить слух малыша.

Дело в том, что причиной отсутствия речи или её нарушений может быть нарушение слуха.

Проверить слух можно в московском городском сурдологопедическом диспансере по адресу:
проспект Вернадского, д.9 (рядом со станцией метро «Университет»). Это первый шаг.

Следующие шаги зависят от результатов аудиометрии – проверки слуха  с помощью аудиометра.

Если слух малыша в норме, вам нужно обратиться к логопеду.

Если же в процессе исследования было обнаружено нарушение слуха – нейросенсорная глухота или тугоухость,  то нужно срочно принимать меры по преодолению последствий этих серьёзных нарушений.
Иначе ребёнок может стать глухонемым.

Каким должен быть план ваших действий в этой ситуации?

1. В сурдологопедическом диспансере ребёнку порекомендуют тот тип слуховых аппаратов, который соответствует потере слуха ребёнка. (Аппаратов должно быть два, поскольку у нас два уха).

Ребёнку может быть рекомендована и слухоулучшающая операция по кохлеарной имплантации.

2. Приобрести слуховые аппараты можно в одной из фирм, которые имеют аппараты различных фирм. Там ребёнку настроят индивидуальный режим работы аппаратов и подберут индивидуальные вкладыши.   

3. С ребёнком нужно сразу же начать заниматься по специальной методике; это называется абилитацией
или реабилитацией (если снижение слуха произошло после того, как у ребёнка появилась речь).

Обучение детей должно осуществляться в разных направлениях:

- у детей нужно развивать слуховое восприятие, учить понимать на слух  речь, ведь у всех детей, даже с очень большой потерей слуха, имеются остатки слуха;
- детей нужно учить говорить, читать, писать, понимать речь;
- развивать разные виды восприятия и деятельности, необходимые для полноценного умственного, эмоционального и эстетического развития;
-  развивать мышление;
-  развивать двигательную сферу каждого ребёнка;
-  нужно развивать и музыкальный слух, учить детей петь и танцевать;
- надо учить детей общаться с окружающими слышащими людьми – взрослыми и детьми и т.д.

4. Существует несколько методик абилитации (реабилитации) детей с нарушением слуха,
и  в сурдологопедическом  диспансере вам о них расскажут.

У вас есть право выбора метода обучения. 

5. Обучение может происходить в разных формах.

Вы можете заниматься с ребёнком в семье под руководством специалистов,
систематически посещая их консультации.

Ребёнок может заниматься в семье и одновременно посещать массовый детский сад.

Ребёнок может заниматься в специализированном детском саду для глухих или слабослышащих детей,
но при этом вы всё равно должны участвовать в воспитании и обучении своего ребёнка.

У вашего ребёнка есть возможность посещать интегрированную группу, в которой совместно занимаются
и слышащие дети, и дети с нарушенным слухом.

Психолого-педагогическое обследование детей с нарушением слуха, консультирование родителей по организации обучения детей в условиях семьи и рекомендации родителям методической литературы проводятся и в Научно-исследовательском институте дошкольного образования им.А.В.Запорожца - в группе реабилитации глухих и слабослышащих детей и их интеграции в общество слышащих
(руководитель группы - канд.пед.наук Э.И.Леонгард).

В группе работают высококвалифицированные специалисты, в обучении глухих и слабослышащих детей используется метод Леонгард (Система формирования и развития речевого слуха и речевого общения у детей с нарушением слуха).

Адрес Института: 117036, Москва, Профсоюзная ул., д.5/9.
Контактный  тел. 8.499.125-12-63.