.
22 мая 2012г. на базе ГБОУ детский сад № 403 СВОУО, прошло выездное занятие для слушателей курсов повышения квалификации по теме:» Социально-педагогическая  практика взаимодействия ДОУ с семьями воспитанников по профилактике различных форм насильственного воспитания детей раннего и дошкольного возраста в семье» в рамках  учебного модуля: «Комфортное самочувствие современного ребенка в детском саду».

Научный руководитель ГЭП: Елена Павловна Арнаутова, ведущий научный сотрудник НИИ дошкольного образования им. А.В. Запорожца.
Руководитель ГБОУ № 403: Татьяна Николаевна Зенина, почетный работник общего образования РФ.

Семинарско-практическая часть занятия проходила с использованием активных методов работы, среди которых слушателями выполнялись практические задания.



Так, в двух командах слушатели подбирали определения, отражающие смысл двух понятий: «Безопасность и комфорт в семье» и «Насилие в семье». В качестве стимульного материала каждой группе были предложены карточки с вариантами фраз. Слушателям предстояло расширить их количество дополнительными определениями, которые не дублировали бы уже имеющиеся.
В игровом упражнении с мячом слушатели размышляли над тем, кого можно назвать компетентным родителем.



На занятии также использовались ролевые игры с целью моделирования способов родительского поведения в общении с ребенком. Например, в процессе обсуждения комфортных условий семейного воспитания детей раннего детства (возраст 1-3 лет), проигрывались разные сюжеты взаимосвязи «родитель-ребенок».

- Ребенок взволнованно сообщает матери (отцу), пришедшей за ним вечером в детский сад: «Посмотри, что я сделала. Это тебе».

Вариант «а») «Взрослый» не заинтересован, не смотрит ни на ребенка, ни на предмет: «Как это мило,  молодец, что сделала. Положи здесь», показывает на какое-нибудь отдаленное место.

Вариант «б») «Взрослый» внимательно рассматривает предмет, проявляет искреннюю заинтересованность и участие, говорит: «О, какая у тебя фантазия! Я вижу, ты очень рада и довольна своим результатом. Мне приятно, что ты рада своему успеху!».

Резюме: выражение родителями искренней со-радости успехам своего малыша, его идеям, несмотря на то, что он еще не может реализовать их должным образом, нужна маленькому ребенку для сохранения  любопытства к действию.

В ходе занятия курсов слушатели создавали словарь «идеальных родительских посланий» для обеспечения комфортного самочувствия и развития ребенка в семье.

Например, в практике семейного воспитания детей 3-5 лет обсуждались фразы поддерживающего характера, типа:   «Я могу выдержать твою силу, несмотря на эмоции, которые ты выражаешь»; «Ты мне нравишься, даже если мне не нравится то, что ты делаешь»; «Твое намерение хорошее, мне не нравится твое действие»; «Это ничего, что у тебя не получилось с первого раза сделать, можешь еще попробовать, я тебя поддержу в этом»; «Если ты сам можешь с этим справиться, я займусь своими делами, но если я понадоблюсь, позови»; «Если ты выбираешь сделать это, то это приведет к таким-то последствиям»; «Я слышу, что ты хочешь решать, что делать, но сейчас решаю я»; «Хорошо, выбирай и решай сам(а), я сделаю так, как ты скажешь. Это будет твоей ответственностью» и т.п.

Слушатели познакомились с опытом и материалами экспериментальной работы ГБОУ № 403 по проблеме: «Экологическая культура как фактор повышения стрессоустойчивости семьи».



Наглядную презентацию работы представила заведующая детского сада Татьяна Николаевна Зенина, она же познакомила слушателей с  фрагментом викторины для взрослых на тему: «Растения  - наши друзья в укреплении здоровья и повышении иммунитета».

В конце занятия слушатели получили раздаточные практические материалы по обсуждаемой теме: сценарий викторины для взрослых; подборка игр для снятия мышечного  и эмоционального напряжения у детей и взрослых; списки литературы  по теме занятия.

Ключевые термины по теме занятия:
Комфортное самочувствие ребенка в семье – состояние внутреннего спокойствия, отсутствия разлада с самим собой и окружающим миром; одно из важных оснований физического и психического здоровья.

Насилие в семье – когда один внедряется в пространство другого, один хочет иметь тотальную власть и контроль над другим.

Безопасность семьи – состояние, гарантирующее отсутствие угрозы физическому, психическому, социальному и экономическому благополучию семьи и ее членов (из федерального закона РФ «О предупреждении и профилактике насилия в семье», 2006г.).

Семьи социального риска – имеющие реальные и потенциальные угрозы комфортному самочувствию детей и их благополучной социализации.

Интегративный подход к поддержке воспитательной культуры родителей – включает практическое овладение взрослыми совокупностью навыков установления взаимосвязи с ребенком на когнитивном, эмоциональном, психомоторном и др. уровнях

Поддержка разных категорий родителей – адресная психолого-педагогическая помощь семьям с учетом структуры внутрисемейного взаимодействия.