Новые образовательные проекты в дошкольных образовательных учреждениях

Департамент образования города Москвы совместно с Ассоциацией педагогов дошкольного образования  предлагает дошкольным образовательным учреждениям включиться в  реализацию новых образовательных проектов в сфере дошкольного образования, объединенных общей гуманитарной направленностью на приобщение детей к культуре,
развитие воспитательного потенциала дошкольных образовательных учреждений и семьи.

Цель: использование  образовательных возможностей социокультурного пространства города Москвы в развитии, воспитании и образовании детей дошкольного возраста.

Задачи:
- интеграция формальных и неформальных форм дошкольного образования,  обеспечивающая привлечение ресурсов городской среды и московской семьи к образовательному процессу в дошкольных образовательных учреждениях;

- обогащение воспитательных систем, реализуемых в дошкольных образовательных учреждениях, внесением в жизнь каждого ребенка персонифицированных культурных событий;

- развитие у детей дошкольного возраста эмоционального отношения и интереса к культуре и спорту.

 Проект «Классическая музыка в детском саду»

Цель проекта.
Приобщение детей дошкольного возраста к музыкальной классике в живом высокохудожественном исполнении, способствующее  их музыкальному и общекультурному  развитию.

Содержание проекта.
Организация и проведение встреч детей  с исполнителями произведений классической музыки (инструменталистами, вокалистами,  артистами балета) значительно обогатит детей не только в собственно музыкальном, художественном, но и  в познавательном, социальном и творческом планах. Живая классическая музыка оставит яркий след в  эмоциональной памяти   детей, персонифицирует представление о прекрасном, познакомит с его эталонами, создаст мотивацию к занятиям классическим искусством,  будет способствовать формированию начал музыкальной и художественной культуры. 
Дети познакомятся с  музыкой и музыкантами, исполняющими произведения на различных инструментах симфонического оркестра и народных инструментах; вокалистами; артистами балета, танцующими под классическую музыку,  и др.
Реализация этого проекта поможет преодолеть  имеющие место в практике музыкального  воспитания дошкольников  негативные тенденции к заполнению  музыкального пространства детей различными видами шоу,  к замене высокохудожественной музыки  произведениями сомнительного качества  и вкуса, к замене  музыки  в  «живом» исполнении – грамзаписью.

Реализация проекта.
1. Каждое дошкольное образовательное учреждение оценивает свои ресурсы с точки зрения реализации проекта:
- организует взаимодействие с родителями  – профессиональными музыкантами  для выявления их возможностей и желания приходить в детский сад с небольшими выступлениями;
-выявляет учреждения культуры, находящиеся в непосредственной близости от дошкольного образовательного учреждения (филармония, детская музыкальная школа, школа искусств, музыкальные театры, выставочные залы и др.);
- оценивает возможность использования системы абонементов для дошкольников, существующих в учреждениях культуры- выявляет возможности связи образовательных учреждений в рамках реализации проекта (дошкольных образовательных учреждений, средних общеобразовательных школ и др.)

2.  НИИ дошкольного образования им. А.В.Запорожца разработает рекомендации для педагогов дошкольных образовательных учреждений по подготовке детей к встрече с  искусством. Эти рекомендации  будут размещены на сайте Департамента  образования города Москвы и Ассоциации педагогов дошкольного образования в декабре 2011 года.
3. Дошкольное образовательное учреждение составляет план работы по реализации образовательных проектов, который предполагает культурные события на базе детского сада не менее 2-3 раз год и  выход детей  в учреждения культуры – не менее 2-3 раз в год (совместно с родителями).

Рекомендации по реализации проекта «Классическая музыка в детском саду» Т.Г. Рубан, музыковед, кандидат педагогических наук, старший научный сотрудник НИИ дошкольного образования
им. А.В.Запорожца                  

 Проект «Дети в музее»

Цель: использование богатейшего культурного наследия Москвы в  образовательной работе с детьми  старшего  дошкольного возраста для  полноценного развития  современного москвича,  становления  его  личности, приобщения к культуре родного города.

Содержание проекта. Посещение музея  – событие в жизни ребенка. Непосредственное знакомство  с коллекциями музеев  (народными игрушками, скульптурой, картинами, старинными предметами быта, коллекциями природных материалов  и т.  д.),  архитектурой здания, интерьерами залов, оказывает огромное эмоциональное воздействие на
детей.  В реальном контакте ребенка с подлинными произведениями культуры – качественное отличие музейной педагогики от вербальных методик ознакомления с искусством.

Данный проект предполагает широкое участие родителей: совместное с педагогами и детьми посещение музеев, закрепление полученных в музее впечатлений в кругу семьи;  участие в  создании  различных коллекций (тематических предметов,  старинных предметов быта, детских поделок для экспозиции музея детского сада и т.п.).

В отдельных детских садах накоплен богатый опыт сотрудничества с историческими и художественными музеями столицы, однако эта работа носит эпизодический характер и не получила широкого распространения в общей практике работы образовательных учреждений города.

Реализация проекта.
1.  На информационном ресурсе Ассоциации педагогов дошкольного образования  организуется размещение материалов из опыта работы дошкольных образовательных учреждений с музеями и выставочными залами города (ноябрь-декабрь 2011 года).
2. Обобщение опыта позволит создать перечень музеев и выставочных залов различной направленности  (естественнонаучные, исторические, художественные, искусствоведческие, литературные, музеи-заповедники), содержание экспозиций которых может быть интегрировано в образовательные программы московских детских садов.
3.  Каждое дошкольное образовательное учреждение составляет и реализует свой график посещения музеев и выставочных залов с учетом информации о предлагаемых ими мероприятиях для детей дошкольного возраста и их семей.
4.  Окружным управлениям образования  Департамента образования города Москвы  необходимо решить  вопросы, связанные с  выделением автобусов для дошкольных образовательных учреждений.            

 Проект «Детский сад и спорт»

Цель: создание у детей мотивации заниматься физической культурой и спортом, ознакомление  со спортивными достижениями страны, высокими личными достижениями людей, ставших славой России.

Содержание проекта.
В рамках проекта «Детский сад и спорт» спортсмены высокой квалификации  –мастера спорта, мастера спорта международного класса, рекордсмены и чемпионы мира, олимпийские чемпионы могут проводить в дошкольном учреждении мастер-классы, рассказывать детям о своей любви к спорту, о пути,  который привел их к высоким спортивным достижениям. Такие встречи создадут праздничную атмосферу, вызовут положительные эмоции у детей, надолго останутся  в памяти.

Реализация проекта позволит решить актуальные задачи физического  воспитания дошкольников:
- ознакомление детей с разными видами спорта;
- развитие положительной мотивации к занятиям спортом, здоровому образу жизни;
- расширение двигательных возможностей ребенка за счет освоения новых  доступных  движений, выполненных под руководством специалиста высокого класса;
-воспитание чувства патриотизма и интернационализма;
расширение кругозора в вопросах спортивной жизни страны;
- обогащение знаниями в области физической  культуры и спорта;
- формирование интереса к определенному виду спорта.

Привлечение родителей к встречам со спортсменами повысит их компетентность в области физического воспитания детей и вызовет интерес к совместным физкультурным  досугам. По рекомендации педагогов дошкольных образовательных учреждений и самостоятельно родители совместно с детьми могут посещать стадионы, спортивные площадки в своем микрорайоне, «болеть» за любимую команду на соревнованиях, участвовать в массовых спортивных мероприятиях, традиционно проводимых в Москве.

Для более широкого ознакомления детей с различными видами спорта и спортсменами в рамках проекта желательно использовать соответствующие видеоматериалы  – небольшие видеоклипы. В них можно в доступной для детей яркой форме рассказать о том или ином виде спорта, успехах российских спортсменов, участии детей в различных соревнованиях, о том как хорошо быть сильным и здоровым.

Реализация проекта.
-На первом этапе дошкольные образовательные учреждения проводят работу с родителями воспитанников, учреждениями физкультуры и спорта города, административного округа,  района с целью организации встреч с интересными людьми – спортсменами.
2.  Второй этап реализации проекта,  включает проведение встреч с интересными людьми  – ветеранами спорта,  действующими спортсменами, учащимися спортивных школ и школ олимпийского резерва, тренерами; посещение соревнований и спортивных мероприятий различного уровня (спортивные праздники, эстафеты, кроссы, тренировки спортсменов и команд и др.).
3. Обмен лучшими видеоматериалами из опыта проведения встреч со спортсменами через информационные ресурсы Ассоциации педагогов дошкольного образования позволит пополнить методическую библиотеку каждого детского сада материалами о различных видах спорта.                       

 Проект «Московские дети умеют плавать!»

Цель: обучение плаванию детей 5-6 лет, посещающих дошкольные образовательные учреждения, не имеющие бассейнов.
Задачи:
- укрепление здоровья и физическое развитие детей;
- удовлетворение потребностей  населения в образовательных услугах для детей дошкольного возраста;
- расширение спектра образовательных услуг, оказываемых дошкольными образовательными учреждениями;
- эффективное использование материально-технической базы дошкольных образовательных учреждений.

Содержание проекта
Ниже рассматриваются три варианта организации обучения плаванию детей старшего дошкольного возраста (с пяти лет), посещающих детские сады, не имеющие бассейна.
Первый вариант.
Создание детских групп  (по желанию родителей)  в  дошкольных образовательных учреждениях  без бассейна для посещения занятий по обучению плаванию на базе близко расположенных детских садов, имеющих плавательный бассейн. Для этой цели требуется введение необходимого количества ставок инструктора по плаванию и медсестры по бассейну в штатное расписание детского сада без бассейна.
Обучение детей  плаванию на базе детского сада, оснащенного бассейном, целесообразно проводить во второй половине дня. Дети, которые не будут посещать занятия по обучению плаванию, остаются в своѐм детском саду под присмотром воспитателя. В целях обеспечения безопасности передвижения тех детей, которые пойдут на занятия плаванием, сопровождение их до бассейна осуществляется родителями.
Второй вариант.
Создание групп кратковременного пребывания по обучению  детей плаванию на базе детских садов, имеющих бассейн.
Третий вариант.
Открытие на базе детских садов с бассейнами «Групп выходного дня», т.е. функционирующих в субботу и в воскресенье. Это позволит обеспечить сопровождение детей до дошкольного учреждения родителями;  не вносить изменения в режим дня возрастных групп, функционирующих в детском саду.

Реализация проекта
На первом этапе дошкольные образовательные учреждения проводят опрос  среди родителей  тех детей, которые посещают детские сады, не оснащенные бассейном, и выявляют точное количество желающих заниматься плаванием, выбирают одну из форм проведения обучения  и заключают договора с родителями. Второй этап - проведение занятий по обучению плаванию детей 5-6 лет на базе детских садов, оснащенных бассейнами.